6 вещей, которые сделают КХЛ еще лучше
Сдвиг чемпионата мира
Даже если убрать все Евротуры, сезон КХЛ все равно получается коротковатым – поджимает майский чемпионат мира. Из-за этого у нас, сколько матчей ни пихай в регулярку, все равно почти половина команд лиги (и, соответственно, хоккеистов) выходит в отпуск в марте. Пускай даже часть из них перед этим проходит через жесткое горнило Кубка Надежды. Подстройка под чемпионат мира – единственная причина аврального проведения весенней части чемпионата – всех этих спаренных матчей и жутких темпов розыгрыша первого-второго раундов. И если преобразование Евротура в элегантные шорты поможет КХЛ поспокойнее спланировать регулярку – с блэк-джеком и всем, чем полагается, – то продлить весеннюю часть можно только хирургическим вмешательством.
А именно – переверсткой международного календаря, где интересы российского капитала могут сыграть существенную роль. Чемпионат мира можно проводить поближе к лету (в те же сроки, когда играются решающие матчи Кубка Стэнли) и раз в два года. От этого и сам турнир будет интереснее – больше энхаэловцев, сильнее команды, выше престиж турнира и выше интерес к нему. И КХЛ получит возможность провести полноценный сезон с 60-70 играми «регулярки» и плей-офф, стартующим в апреле.
Работа с лимитом на легионеров
Понятно, что мы хотим двигаться в сторону отмены любых ограничений в области любых характеристик хоккеистов, кроме игровых. В сильнейшей лиге Европы должны играть лучшие хоккеисты Европы, иначе добавляется слишком много оговорок и становится не очень понятно, кто мы. Очевидно, в текущей хоккейно-политической ситуации КХЛ будет трудно выгадать еще пару мест для легионеров в заявках команд. Но сейчас формальное количество иностранных игроков не ключевой вопрос. С вступлением в лигу еще одного уважаемого «иностранца» – «Йокерита» – гораздо важнее разобраться с понятными и равными условиями для всех участников лиги, вне зависимости от места их прописки. Тем более что в том же «Йокерите» и во «Льве» русские деньги участвуют совсем не символическим образом.
Подумать есть над чем. С одной стороны, неплохой вариант напрямую уравнять статусы участников лиги – чтобы финны, словаки, чехи перемещались по КХЛ так же свободно, как россияне. Тогда внешний лимит – по сути, для шведов и североамериканцев – можно и подрезать. С другой стороны, на иностранные клубы лига никакой лимит не наложит, а раз так, то непонятно, зачем такие танцы с бубнами российским командам. Ведь «мы» по-прежнему будем переплачивать российским игрокам, а «они» будут недоплачивать легионерам того же уровня. С одним и тем же бюджетом российские клубы будут все заметнее и заметнее уступать в подборе исполнителей.
Позитивный пример для следующего шага в отношении лимита – «Адмирал», где было семь легионерских мест. Команда пробилась в плей-офф, влюбила в себя город, перезапустила несколько игроцких карьер и открыла несколько новых имен для российского хоккея. И как бы намекнула лиге, что нужно учиться не только на своих ошибках, но и на успехах.
Равновесие в отношениях с ФХР
Самый больной вопрос, от решения которого зависит парочка-другая пунктов из этого текста. Со многих точек зрения ФХР – удивительная организация. Задачи, которыми во всем мире занимаются федерации хоккея, в России не прорабатываются и на тридцать процентов. Методические разработки, подготовка тренеров, организация детского хоккея – все эти проблемы федерация так или иначе пытается повесить на клубы КХЛ. Даже на вопрос «Что такое российский хоккей сегодня?» лаборатория Виктора Горского отвечает больше, чем профильная федерация.
И эта организация пытается держать лигу под контролем.
Основная проблема в том, что раз за разом заявляя правильную, вроде бы, глобальную задачу – триумф России на всех международных форумах, ФХР выстраивает крайне невнятную систему локальных задач. Просто непонятно, как двухнедельные перерывы в течение сезона помогут сборной удачно выступить на итоговых Олимпийских играх. Каким образом отказ от легионеров поможет нам воспитывать своих конкурентоспособных хоккеистов?
Ясно, что в федерации КХЛ воспринимают как бесплатный тренировочный лагерь длиною в сезон. А ведь лига, наоборот, верхушка айсберга, результат многолетней и упорной работы специалистов всей страны (уж не важно, где они получают зарплату) по обучению и подготовке новых хоккейных мастеров. Ее выход из-под давления такой непоследовательной организации пойдет на пользу всем. И результат будет виден мгновенно.
Закончат играть те, кому пора
Игроки с синдромом Жердева или вирусом Анисина. Читай – прекрасные в недавнем прошлом хоккеисты, которые не находят для себя мотивации здорово играть здесь и сейчас. У которых возникают проблемы сначала с результативностью, потом с игровым временем, а затем, возможно, и с поиском клуба, но которые при этом обладают достаточно громкой фамилией и претендуют (снова здравствуй, лимит на легионеров) на приличную по нашим меркам зарплату.
На таких игроков тратится слишком много клубных ресурсов, которые у нас, как всем известно, ничем не восполняются. Мало кто готов спокойно палить суммы от ста миллионов рублей за три заброшенных за сезон шайбы. И в зарплатной ведомости, и на льду им найдется альтернатива получше – два работоспособных парня из Челябинска, Магнитогорска или Тольятти, например.
Игроки и тренеры научатся говорить
Если на это не обращать специального внимания, то можно и не заметить – мало кто в современной КХЛ может спокойно общаться с журналистом, у которого в руках включенная камера или диктофон. А это так – если не верите, посмотрите, например, любой выпуск «Держи передачу». Все, что попадает в СМИ из уст действующих профессионалов – набор одних и тех же шаблонов; чувства юмора нет, кажется, вообще ни у кого. Хоккейный дискурс поддерживается только за счет работников околохоккея – журналистов, блогеров, экспертов, а самая распространенная позиция тренеров и игроков – закрыть раздевалку, пробежать сквозь микст-зону, отделаться от вопроса оборотом «без комментариев».
Подвижки, безусловно, происходят. Журналистов пускают в раздевалки, тренеры начинают давать классные развернутые интервью, где рассказывают, во что и как играет их команда. Но это все эпизоды. Чем больше будет таких говорящих персонажей, тем лига будет интереснее.
Появится прозрачный и реальный потолок зарплат
Возможно, с прозрачностью торопиться не следует. Все-таки, выбирая между знанием о том, сколько на самом деле получает Денис Куляш и равенством возможностей для СКА и «Автомобилиста», долго выбирать не приходится. Но штука в том, что одно без другого не получится. Несмотря на работу отдельных энтузиастов, КХЛ достаточно четко делится на «богатых» и «бедных» – уже пора принимать конкретные меры по сглаживанию неравенства. Пускай потолок остается завышенным, но если он станет реальным, то его можно будет прикладывать к чисто спортивным результатам.
И тогда работа генменеджеров наконец, получит дополнительное цифровое измерение: по соотношению цены и качества набранного состава. Владельцы и спонсоры команд увидят, насколько эффективно тратятся их вложения. А зрители получат возможность напомнить условному Илье Ковальчуку, во сколько клубу обходится каждая заброшенная им шайба.
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид, Владимир Федоренко, Игорь Руссак
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.