Жертвенный обряд. Почему «Ред Булл» затеял борьбу с ФИАДисквалификация Даниэля Риккардо может оказаться инструментом «Ред Булл» для давления на ФИА. Объяснение – в блоге «Версификаторные россказни». «Формула-1» не может жить без скандалов. Это особенность высокотехнологичного спорта с весьма запутанными спортивными и техническими правилами, и если вы вдруг решили, что в этом-то году все будет иначе, то сделали это зря: в год больших перемен всегда находятся умные парни, которые находят «серые зоны» регламента и будоражат ими всех вокруг. Так было, например, в 2009-м с двойными диффузорами «Брауна» или в 1998-м с новейшими разработками «Макларена». Недавние слова Луки ди Монтеземоло были сказаны не просто так – после гонки в Мельбурне многие наверняка вспомнили речь президента «Феррари» о необходимости держать ухо востро с искателями «серых зон». Не буду пересказывать историю с дисквалификацией Дэна Риккардо, но для тех, кто вдруг по каким-то причинам ее пропустил, предложу прочитать вчерашние новости:
Если вы все это прочитали и все равно ничего не поняли, я попробую объяснить все в нескольких предложениях.
Итак, датчик, которым пользуется ФИА для измерения расхода топлива, обладает небольшой погрешностью – проблема существует с предсезонных тестов, но по какой-то причине все закрыли на нее глаза и допустили омологацию устройства. Однако неточность измерений бывает разной, и во время уик-энда в Австралии «Ред Булл» перед гонкой два раза с разрешения Федерации менял датчики на машине, поскольку в первом случае по расчетам команды наблюдалось завышение расхода топлива, а во втором – новое устройство тоже было неисправным. В результате подопечные Кристиана Хорнера выбрали наименьшее из зол (первый датчик), поставили его на машину, но в гонке подсчитывали расход топлива альтернативным (более точным, по версии команды) способом. ФИА же альтернативный способ подсчета расхода топлива легальным не считает, и поскольку ее неточный датчик, признанный эталонным, показал перерасход потребления топлива на болиде Риккардо, исключила результат австралийца из гоночной классификации. Признаюсь: действия ни одной из сторон меня не порадовали. «Ред Булл» нарушил закон, пусть и искал справедливости, а ФИА, подчиняясь букве закона, не смогла принять альтернативный способ измерения расхода топлива и тем самым поставила себя в глупое положение. Теперь «Ред Булл» подает апелляцию, а у меня в голове возникает как минимум два вопроса: почему проблема с датчиками вылезла наружу сейчас, а не до омологации устройства, и как «быки» намерены вернуть очки гонщику? По моим ощущениям, ответ на первый вопрос лежит где-то в политической плоскости. О проблемах с датчиками командам было известно с зимы, но ни одна из них не подняла тему до уровня публичности. Им было некогда? Или все надеялись, что «пронесет»? Думаю, какие-то разговоры с ФИА и попытки решить проблему все же были, однако результатов они не принесли – за исключением того, что Федерация все-таки зафиксировала работу датчиков как эталонную. И еще я полагаю, что «Ред Булл» намеренно довел ситуацию до критической: во-первых, у команды во время суматошного уик-энда уже имелся точный способ измерения расхода топлива – это говорит о том, что конюшня давно нашла альтернативное решение вопроса, но, возможно, не сумела протолкнуть его в ФИА. Во-вторых, предложение снизить расход топлива поступало от гоночной дирекции в штаб «быков» прямо во время гонки, но парни Хорнера продолжили гнуть свою линию.
То есть, на мой взгляд, «Ред Булл» намеренно принес Риккардо в жертву, чтобы вопрос о датчиках ФИА в конце концов встал ребром: быть им или нет. Тут я добираюсь до совершенно дикой теории: в случае запрета «кривых» датчиков «быки» не только смогут повысить мощность двигателей «Рено» (это не так круто, потому что конкуренты сделают аналогичную вещь), но и вынудят ФИА искать новый способ подсчета расхода топлива, который, как мне кажется, будет связан с небольшим изменением конструкции двигателей или появлением нового программного обеспечения. Этого как раз и опасается Лука ди Монтеземоло – изменение нынешней ситуации откроет некоторым коллективам путь к «серым зонам» в регламенте. Если это правда, и если Хорнеру удастся провернуть такой трюк, то можете считать, что Берни Экклстоун лично наденет свою корону на голову руководителя коллектива из Милтон-Кейнса. Впрочем, не факт, что дело по апелляции будет успешным – за пару десятилетий, что я смотрю «Формулу-1», положительных исходов было очень мало. Одним из последних случаев, когда ФИА действительно дала задний ход, был скандал в Малайзии в 1999 году – после дисквалификации «Феррари» Росс Браун с линейкой в руках показал чиновникам чудеса геометрии и научил новым способам измерения дефлекторов. Все остальные разбирательства, как правило, завершались поражением команд. Если «Ред Булл» сознательно пошел на обострение ситуации и хорошо подготовился к делу, полагаю, они знают, что делать. Возможно, Кристиан Хорнер будет упирать на пункт 5.1.4 из технического свода правил, в котором говорится, что расход топлива не должен превышать 100 кг/час, и в нем не указан способ измерения расхода. Возможно, все намного сложнее, но я почти уверен, что команда будет искать именно противоречия в регламенте «Формулы-1». Как бы там ни было – сейчас, в начале чемпионата, у конюшни еще есть возможность рисковать и бодаться с Федерацией, потому что потом будет поздно. Как я уже говорил, нынешние действия ФИА и «Ред Булл» мне не нравятся. Сочувствие вызывает только один человек – Даниэль Риккардо, – который провел отличную гонку и уж точно никак не заслужил лишения подиума. «Ред Булл» был единственной командой, проигнорировавший показания датчика контроля расхода топливаПервые очки Квята и еще 6 событий Гран-при Австралии12 самых успешных дебютов в «Формуле-1» в XXI веке |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.